Интересная статья

История возникновения памятников

Могильная плита, железная доска,
В густой траве врастающая в землю, —
И мне печаль могил понятна и близка,
И я родным преданьям внемлю.
И. А. Бунин
Надгробие, памятник, стела, обелиск, плита, скульптура — архитектурные мемориальные формы, бережно устанавливаемые на могилах родных почивших людей. Это живая память, воплощенная в камне, который поведает о человеке и укажет место захоронения даже через сотни лет. Не случайно традиция ставить памятники укоренилась во всех культурах.
Самое простое надгробие — это камень. Именно камнем испокон веков приваливали захоронение, что служило защитой от диких зверей и осквернения. Еще прародителя Адама погребли под грудой камней, ставших впоследствии Голгофой. До средних веков в Европе происходила активная миграция семей, поэтому памятный камень, зачастую, был единственным ориентиром в поиске могил родных.

Плита также является древнейшей формой надгробия. Древнерусские могилы имеют именно плиты с орнаментами и эпитафиями и являются предметом пристального внимания ученых историков и археологов.
После распространения христианства уже каменный крест ставился в ногах усопшего, символизируя Второе Пришествие Христа. Каменные кресты распространились в Восточной Европе и России. В армянской культуре крест имеет витиеватую форму и называется хачкар, высекается на плите. Самые ранние хачкары на местах захоронений датируются 9-м веком.
Мусульманские, католические, протестантские страны и Израиль предпочитают ставить на могилы стелы, которые могут быть любой формы, цвета и размера — плоские, кубические, округлые, трапециобразные. На прибалтийских кладбищах могилы отмечены небольшими камнями, плитами или крестами светлых оттенков с информацией о годах жизни и имени усопшего. При густорастущих деревьях и отсутствии высоких памятников, такие кладбища похожи на парки. Стелы являются нейтральными по отношению к религиозным конфессиям.
Начиная со средних веков, особенно с эпохи Возрождения, некрополь стали украшать скульптуры, статуи, пьеты, изображающие ангелов, Деву Марию, распятого и оплакиваемого Христа. Практически все известные скульпторы делали мемориальные памятники на заказ — это сакральное творчество как дань вечности, прикосновение к великому.
В Европе и России тысячи людей посещают старинные кладбища, чтобы посмотреть на красивейшие памятники 17–19 веков, под которыми покоятся знатные и известные люди: Донское кладбище в Москве, Пер-Лашез в Париже. Там же можно увидеть и бюсты выдающихся деятелей науки и искусства, каменные жертвенники на могилках детей. Кенотафы и обелиски — это более поздние виды памятников, представляющие собой возвышение для увековечивания памяти погибших солдат, моряков, государственных мужей. Часто устанавливаются на месте гибели, либо в центре города или территориального округа.
В настоящий момент памятники можно увидеть практически на всех могилах, вне зависимости от вероисповедания усопшего. Надгробия могут отражать жизнь человека, его увлечения. Встречаются целые инсталляции — гранитные гитары на могилах музыкантов, мраморные книги на могилах писателей, а с развитием технологии производства и вовлечением станков в рабочий процесс изготовления, стало возможным воплотить любой замысел заказчика.

Большинство людей предпочитают традиционные формы и материалы для изготовления погребальных памятных знаков. Они стараются установить красивый и прочный памятник, а не только поставить крест там, где похоронены родные. И в этом не только эстетическая, религиозная, традиционная и информационная составляющая, но и гарантия сохранности захоронения. Если пройтись по старым кладбищам русских городов, можно заметить, что только оформленные памятниками могилы сохранились и могут рассказать о погребенном человеке. Деревянные и железные кресты стерлись во времени, на смену им приходят памятники.

Уцелевшие памятники — живая старина, недаром многие туристы, приезжая в города с долгой историей, посещают кладбища, чтобы под сенью деревьев «послушать» древние поверья, прикоснуться к ушедшим эпохам, за которыми стоят реальные люди с их судьбами. Памятный камень — последняя дань нашим предкам, облеченная в форму.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)
А. С. Пушкин
Изготовление памятников в Белгороде
© ИП Трофимова Анна Владимировна, 2021
ИНН: 312821502810, ОГРНИП: 316312300069839
Close
Свяжитесь с мастером
WhatsApp
Viber